В настоящее время в Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации находится на рассмотрении для принятия во втором чтении проект федерального закона № 19560-3 «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина)», который должен установить новые ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий для нотариусов, работающих как в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой (см. текст законопроекта).

Проект федерального закона № 19560-3 «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина)»

Уважаемые коллеги!

В настоящее время в Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации находится на рассмотрении для принятия во втором чтении проект федерального закона № 19560-3 «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина)», который должен установить новые ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий для нотариусов, работающих как в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой (см. текст законопроекта).

Ввиду отсутствия единой позиции депутатов, Администрации Президента и Правительства РФ по ряду ключевых вопросов законопроекта включая размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий в конце июня этого года в Министерстве финансов РФ была создана рабочая группа с участием представителей МНС России, Минэкономразвития России, Минюста России, ГТК России, МИДа России, Роспатента и Главного государственно-правового управления Президента РФ.

При формировании позиции рабочей группы, по новым размерам ставок государственной пошлины за совершение нотариальных действий были использованы расчеты, подготовленные специалистами финансово-аудиторской компании «Ф.Б.К.-Консалтинг» (см. справку о компании (*.doc — архив 160 Кб)) по заказу Фонда.

Фонд «Институт развития нотариата» выражает благодарность Московской городской нотариальной палате за методическую и финансовую поддержку при подготовке экономических расчетов.

Ниже приведены лишь некоторые выводы и цифры, полученные в результате экономического анализа, проведенного компанией «Ф.Б.К.-Консалтинг».

· Вследствие принятия законопроекта в одобренном Комитетом по бюджету виде нотариусы 29 регионов будут нести огромные потери в доходах, особенно это затронет те нотариальные действия, которые связаны с предметами, подлежащими оценке (например, выдача свидетельства о праве на наследство, совершение протеста векселя, удостоверение договоров об ипотеке и т.д.) В целом по России потери по этой группе нотариальных действий могут составить 52,7 млн. рублей. С учетом реализации нормы п.2. с. 13 законопроекта, позволяющей органам законодательной власти субъектов Российской Федерации снижать установленные в законе ставки нотариальных тарифов в 2 раза, в 4 регионах (г. Москва, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО и республика Карелия) частные нотариусы не смогут окупать свои затраты и их доходность будет отрицательной. Так, доходность в Москве составит минус 29,31% (с учетом ожидаемого роста расходов, включая арендную плату, — минус 31,3%). По оценке «Ф.Б.К.-Консалтинг» снижение экономически обоснованного уровня доходности приведет к закрытию во многих регионах большого количества контор частнопрактикующих нотариусов, что потребует дополнительного финансирования из бюджета в размере 181 млн. руб. для организации государственных нотариальных контор.

· Принятие Законопроекта в существующем виде приведет к изменению структуры доходов, следует ожидать неизбежного роста доли доходов от нотариальных действий не связанных с оценкой, что часто не требует от нотариуса высокой квалификации. При этом изменится мотивация: нотариусам будет более предпочтительно сосредоточиться на действиях, связанных с предметами, не требующими оценки. Все это приведет к снижению роли нотариуса в регулировании правовых аспектов хозяйственного оборота, что является экономически не обоснованным и в целом противоречит логике развития института нотариата.

· Ожидается, что «добросовестные» нотариусы будут вынуждены отказываться от сделок, «требующих оценки», поскольку вознаграждение от участия в них не будет соответствовать риску. В результате можно прогнозировать частичный переток соответствующих нотариальных действий к государственным нотариальным конторам, де-факто характеризующимся меньшей степенью ответственности. Таким образом, принятие Законопроекта приведет к смещению наиболее ответственных операций в зону наименьшей ответственности. Стратегией «недобросовестных» нотариусов может стать уход в тень, т.е. отдельные нотариусы пойдут на сделки, связанные с оценкой, только в случае дополнительных теневых выплат, компенсирующих разрыв между фактическим риском и предельным размером вознаграждения. При этом будет разрушен основной финансовый механизм, препятствующей коррупции в нотариате, а долгосрочные последствия такого шага — подрыв доверия к институту нотариата и замедление развития отдельных экономических институтов (рента, ипотека).

Согласно результатам проведенного экономического исследования, основная причина изменения структуры доходов нотариусов и их мотивации после принятия законопроекта — введение верхних границ (предельных размеров государственной пошлины) в сочетании со значительным снижением адвалорных ставок на отдельные виды нотариальных действий. Введение верхних границ противоречит фундаментальному принципу соответствия риска (ответственности) от участия в сделке и величине вознаграждения: при предлагаемых регрессивной шкале и верхнем ограничении, участие в сделках, объем которых может отличаться в десятки раз, будет приносить одинаковое вознаграждение. Установление верхних границ и снижение тарифных ставок по отдельным нотариальным действиям приведет также к налоговым потерям, не позволит учитывать в размере государственной пошлины и нотариального тарифа уровень инфляции и рост цен на недвижимость.