Каким станет нотариат?

Общеизвестно, что в настоящее время в стране происходит реформирование всей правовой системы. Дошла очередь и до нотариата. По этой причине двадцатого мая было проведено заседание региональной общественной организации «Клуб нотариусов», на котором московские нотариусы обсудили одобрительный депутатами вариант главы Налогового кодекса, устанавливающий новые ставки государственной пошлины за свершений нотариальных действий.

Шестнадцатого мая во время выступления Президента России с обращением к Федеральному Собранию часть депутатов, членов Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ приняла решение о кардинальном изменении финансового обеспечения нотариата, одного из институтов государственной власти.

Именно в этот день был одобрен проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также признаний утратившими силу отдельных законодательных актов РФ (глава 26. Государственная пошлина)», который устанавливает весьма низкие, экономически не обоснованные ставки государственной пошлины на все виды нотариальных действий. Положения статей законопроекта, касающиеся уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, не учитывают публично-правовой принцип деятельности нотариата, осуществляемой от имени государства.

На сегодняшний день из доходов, полученных нотариусом, занимающимся частной практикой, от осуществления нотариальной деятельности производится содержание всей нотариальной конторы, включая обязательное страхование, уплата соответствующих налогов в бюджет и т.д. При этом ни федеральный бюджет, ни бюджеты субъектов РФ не расходуют каких-либо средств на поддержание системы частного нотариата в России, вся система обеспечивает себя сама. Принятие законопроекта приведет к невозможности реализации частнопрактикующим нотариусом принципа полной имущественной ответственности за совершаемые им нотариальные действия, предусмотрено в ст.17 и 18 Основ законодательства о нотариате, в то время как государственные нотариусы, состоя на государственной службе, несут только ответственность в соответствии с трудовым законодательством.

Потеря для государства наиболее квалификационной части нотариата потребует создания и финансирования из бюджета государственных нотариальных контор. Сегодня в России на каждые восемь частнопрактикующих нотариусов приходится один государственный. По данным Министерства юстиции РФ, для 40 субъектов РФ деятельность государственных нотариальных контор является затратой и расходы на их содержание не покрываются взыскиваемой госпошлиной. По данным Минфина за 20001 год, нотариусами получено дохода в виде нотариального тарифа 3 млрд. 52 млн. рублей, 621 млн. рублей уплачено в бюджет в виде подоходного налога. Возникает закономерной вопрос, подсчитал ли кто-нибудь среди депутатского корпуса и представителей правительства подсчитал, во сколько обойдется Российскому бюджету такое непродуманной решение? На последнем Комитете сами депутаты подтвердили, что потеря для бюджетов субъектов Федерации неизбежно.

Кроме того, частнопрактикующие нотариусы несут обязанность по совершению от имени государства нотариальных действий для лиц, имеющих право на льготы без оплаты тарифов. Значительное сокращение доходов частных нотариусов приведет к невозможности совершения таких действий во ввиду их полной неокупаемости, что разрушит социальную защищенность мало обеспеченных граждан. В законопроекте не предусматривается какой-либо механизм возмещения частнопрактикующим нотариусам средств, затрачиваемых на обслуживания лиц, имеющих право на льготы.

Законопроект предусматривает передачу права по определению размеров нотариального тарифа и госпошлины, установления льгот по их уплате субъектам РФ и органам местного самоуправления, что нарушает исключительные полномочия РФ в области федеральных налогов и сборов, конституционный принцип равенства прав и свободы граждан, так как за совершение одинаковых по объему и юридическим последствиях нотариальных действий будет уплачивается госпошлина и нотариальный тариф в зависимости от места проживания граждан и субъективного отношения должностных лиц.

Стоит отметить, что нигде в системе латинского нотариата, к которой относится и Россия нотариальная деятельность не ставится в условия рыночных отношений, а призвана обеспечить защиту прав и законных интересах граждан и организаций (ст. 1,5 «Основы законодательства о нотариате»). Нотариус призван отстаивать интересу всех сторон сделки, дабы избежать споры между ними.

Зададимся же вопросом: «Что нужно России?», советская командно-административная система нотариата с ее очередями, коррупцией, бездушным отношением к населению или цивилизованный нотариат, принятый более чем в 80 странах мира.